Пятница, Ноября 15, 2019

Современный урок

Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин М.

ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Урок – главная форма учебных занятий, определяющий качество образовательного процесса. Результат урока зависит от профессиональной компетенции педагога, от того, насколько учитель к нему подготовился, продумал цели, отобрал и простроил содержание, определил наиболее эффективные методы преподавания, подобрал необходимые средства обучения. В арсенале современного учителя появились и прочно закрепились электронные и компьютерные средства обучения, предметно-ориентированные технологии и личностно-ориентированные модели обучения, новые дидактические подходы к построению и проведению урока.

Каким должен быть урок? Интересным для ученика, захватывающим, близким и понятным ребенку, увлекающим его в познавательную, творческую деятельность, приносящим радость открытий, побуждающим к самостоятельному поиску новых знаний и открывающим горизонты их применения.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

·               уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

·                уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

·               уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

·               комбинированные уроки (4-й тип);

·              уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

Нетрадиционные формы урока:

ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол или конференция;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

деловая игра;

урок-восхождение;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

игра «Волшебный конверт»;

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс;

лекция вдвоем;

урок творчества;

математический хоккей;

лекция-провокация;

лекция-диалог

лекция-конференция;

Структура уроков

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

• первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

• указание на то, что учащиеся должны запомнить;

• мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

• сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

• первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

• контроль результатов первичного запоминания;

• регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

• внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

• частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

• сообщение учащимся цели предстоящей работы;

• воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

• выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

• проверка выполненных работ;

• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

• задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

• постановка цели урока;

• повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

• проведение проверочных упражнений;

• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

• упражнения на их освоение;

• упражнения на их закрепление;

• тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

• упражнения на перенос в сходную ситуацию;

• упражнения творческого характера;

• итог урока;

• задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

• организация начала урока (психологический настрой учащихся);

• сообщение темы урока и его задач;

• изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

• упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

• творческое применение знаний и умений;

• упражнение по отработке навыков;

• домашнее задание;

• итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

• организация начала урока;

• постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

• проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

• задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

• организационный момент;

• вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

• выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

• проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

• формулирование выводов по изученному материалу;

• оценка результатов урока;

• подведение итогов;

• задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

• организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовалисьими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

• изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

• организация начала урока;

• проверка домашнего задания, постановка цели урока;

• подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

• изучение нового материала, в том числе и объяснение;

• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

• подведение итогов и результатов урока;

• задание на дом;

• подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Cтруктурные элементы урока

1.Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

2. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

3. Условия достижения положительных результатов:требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

5. Требования к реализации дидактической задачи урока: кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

6. Способы активизации на уроке: запись на доске темы и цели урока. Проверка готовности класса к работе.

7. Ошибки, допускаемые при реализации: нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

 

2.Этап всесторонней проверки домашнего задания

1.Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, :совершвнствуя при этом ЗУН

2. Содержание этапа: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов: оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: возможность учитвля за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

5. Требования: оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

6. Способы активизации на уроке: использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуапьные задания учащимся

7. Ошибки, допускаемые при реализации: однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

 

3.Этап всесторонней проверки ЗУН

1.Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональмыми приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа: проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.

3. Условия достижения положительных результатов: использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильних ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока:

проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования к ЗУН: обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа

6. Ошибки, допу-скаемые при проверке ЗУН: слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1.Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

2. Содержание этапа: сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

3. Условия достижения положительных результатов: предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

 

5. Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

2. Содержание этапа: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

3. Условия достижения положительных результатов: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной технологии показателем зффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответоа и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения

5. Требования: четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

6.Способы активизации на уроке: использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

7. Ошибки, допускаемые при реализации: нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

 

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Этап усвоения новых знаний

1.Дидактическая задача этапа: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

2. Содержание этапа: проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

3. Условия достижения положительных результатов: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

 

7. Этап закрепления нового материала

1.Дидактическая задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

2. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

3. Условия достижения положительных результатов:

выработка умений оперировать ранеее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся

5. Требования к её реализации: доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

6. Способы активизации на уроке: разнообразие заданий, их практическая направленность

7. Ошибки, допускаемые при реализации: вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

 

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

3. Условия достижения положительных результатов: спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока:правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока: оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

6. Способы активизациции на уроке: дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

7. Ошибки, допускаемые при реализации: информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

 

Подведение итогов урока

1.Дидактическая задача этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

2. Содержание этапа: самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

3. Условия достижения положительных результатов: четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

4. Требования: адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

5.Дополнительная активизация: использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

6. Ошибки: скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Схема плана-конспекта урока

Дата______________________

Класс_____________________

Урок №__________________

Тема:____________________________________________________

Цели:

обучающая_______________________________________________

развивающая______________________________________________

воспитывающая___________________________________________

Тип урока:_____________________________________________

Методы _______________________________________________

Оборудование;____________________________________________

Последовательность этапов урока :

- организационный усвоение новых знаний

- проверка домашнего задания закрепление новых знаний

- всесторонняя проверка знаний информация о дом. задании, инструктаж

- подготовка к усвоению нового материала

- Содержательная часть урока:

1.Этап урока. Время. Приемы, методы .Что делают ученики? Что делает учитель?

2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.

Аналитическая часть урока:

самоанализ урока.

Самоанализ урока

Класс____________________________________________________

Тема урока____________________________________________

Тип урока и его структура________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учаащихся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Голосование

Как вы оцениваете деятельность школы?

Контакты

223813
Минская область
Любанский район
аг.Сосны
ул.Лесная д.4

Телефоны:
8-01794-37330 директор
8-01794-37390 учительская
8-01794-37330 факсsosny1@lyban.edu.by

Год малой родины

Russian Belarusian English